Главная
Воскресенье, 14 Апрель 2024 18:14

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

14 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, Православная Церковь отмечает память преподобного Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской, святого подвижника VI–VII веков, главный труд которого - «Лествица, возводящая на небо» - на протяжении многих столетий является настольной книгой ищущих спасения.

Путь к добродетели и совершенству показан в Лествице в виде тридцати ступеней. Аскетический подвиг отречения от мира, борьбы со страстями и очищения сердца венчает, по преподобному Иоанну, любовь как царица христианских добродетелей.

Божественную литургию в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужени иерея Вадима Козлова, иерея Антония Хорькова, иерея Димитрия Болгова, диакона Николая Скафтымова и диакона Богдана Епифанова. В конце богослужения вместе с просфорками сестры раздавали прихожанам маленькие выпеченные лестницы.

Вечером в Неделю 4-ю Великого поста клирики обители совершили чинопоследование Пассии - вечерни с чтением Акафиста Страстям Христовым.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю преподобного Иоанна Лествичника совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ. ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Икона Лествица райскаяСегодня святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас утвердить в том пути, которым мы шли от начала поста, и который мы в течение последней седмицы освятили Крестом Господним.

«Вот образ, – говорит св. Церковь, – того, кто взял свой крест и пошел за Христом, и образ того, кто оставил нам творения свои, творения того, кто опытно раскрывает все христианское делание».

Иоанн Лествичник жил в VI веке. Шестнадцати лет поступил он в монастырь, а через некоторое время удалился от общежития, уединился, и у подошвы Синая прожил 40 лет. Из этого уединения вышел он уже 75-летним старцем, вызванный братией Синайского монастыря, которая избрала его своим игуменом. И вот соседний монастырь – Раифский – слышит об этом великом делателе, и игумен его, также Иоанн, просит преподобного написать им руководство христианской жизни. Великое счастье, что Церковь сохранила нам это руководство, заключающее в себе опыт этого великого подвижника, подтвержденный часто ссылками на других Св. Отцов.

Иоанн Лествичник не только взял книжно чужой опыт, но своей жизнью проверил и подтвердил его, обогатив своими личными наблюдениями и достижениями.

Этого подвижника и преподносит нам св. Церковь, говоря, что если мы действительно желаем идти за Христом, то должны подражать опыту того, кто уже прошел этот путь.

Я говорил вам об Иоанне Лествичнике и буду говорить еще и завтра вечером, а сейчас хочу остановиться на одном больном для нас вопросе.

Иоанн Лествичник считает, как и все подвижники, что мы являемся на эту землю для подготовки к иной жизни, и здесь мы должны приблизиться к Богу.

Как это сделать?

Есть только один путь – путь опыта, путь, во-первых, непосредственного откровения Бога в душе человека, а затем путь восхождения – восхождения своей души.

И вот для нас, кто в той или иной мере уже идет за Христом, для нас ясно, что мы сейчас опытно идем этим путем; Господь открыл нам сначала первый знак Своей любви, первую радость, радость молитвы без усилий, радость любви ко всем. Это все давалось даром и казалось легко.

А дальше есть два пути, как говорит Иоанн Лествичник: первый путь – борьба со страстьми и похотьми, жизни в Боге, или второй путь – путь разглагольствования, путь говорения о Боге, путь слушания тех или иных людей, говорящих о Боге.

Иоанн Лествичник говорит, что для этого пути не нужно опыта, но он ни к чему не приводит, а если к чему и приводит, то, скорее, к погибели:

«Слово Господне, дарованное от Господа, чисто и пребывает во век века; не познавший же Бога разглагольствует о Нем по догадке» (Лествица, Слово 38, 23). Мы не знаем Бога за исключением тех моментов, когда Господь Сам нам открылся, и идем путем разглагольствования.

Что же открывает нам Бога?

Бога открывает нам чистота души, как говорит и Слово Божие: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Только она, только эта чистота сердца дает нам приблизиться к Господу и самое Слово Божие открывается нам по мере нашего очищения:

«Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с Богом еще не совершилось, тогда и беседовать о Боге трудно» (Лествица, Слово 30, 21).

А вот нам болтать о Боге легко, даже нет ничего легче разглагольствовать о Боге. Мы должны начать творить Царствие Божие, а мы думаем, что оно уже в нас, забывая слова Господа, сказавшего, что «Царствие Божие нудится». Об этой борьбе и понуждении и говорит нам воспоминаемый сегодня св. Церковью подвижник.

Он говорит в особенности для нас, которые изучают этот путь и сегодня в первый раз можем поклониться его иконе, освященной и вынесенной для поклонения.

Кажется, что у нас, живущих в миру, не может быть ничего общего с этим синайским отшельником. Но многие из нас, наверное, себя находили в его творении – в первых двадцати трех главах его «Лествицы», многие думали – «а ведь это про меня написано». Не сделаем же этого сокровища предметом многоглаголания, но постараемся опытно им воспользоваться.

Что открывает оно нам?

«Слово, Соприсносущное Отцу, творит чистоту совершенною, пришествием Своим умертвив смерть; а когда она умерщвлена, ученик богословия получает просвещение» (Лествица, Слово 30, 22); да умертвив свою нечистоту, через подобное познаем и мы Чистейшего. Тогда понятно и то, что говорит Иоанн Лествичник о богословии: «Чистота сделала ученика своего богословом, который может сам собою утвердить догматы о Пресвятой Троице. Есть только один учитель богословия – чистота. Иди к ней, если желаешь учиться. Не извне, а изнутри, через очищение себя от греха и страстей ты получишь то, что утвердит в тебе догмат о Пресвятой Троице».

Но может быть Иоанн Лествичник не прав?

Это говорит подвижник, отшельник, может, по-другому скажет тот, кто всю жизнь свою занимался богословием?

Вот, на поверку, слова Григория Богослова: «Любомудрствовать о Боге можно не всякому – да, не всякому. Это приобретается не дешево и не пресмыкающемуся на земле» (ч. III, сл. 27). И далее: «Любомудрствовать о Боге можно не всем: потому что способны к нему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили и, по крайней мере, очищают душу и тело. Для нечистого не может быть небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу» (там же). «А у нас, если приобрели малую хоть славу, часто же и той не имея, если как попало заучили два или три изречения из Писания, и то не в связи и без должного разумения (такова наша скороспелая мудрость) надобно уже высокоумствовать против Моисея и делаться Дафаном и Авироном – ругателями и безбожниками. Будем лучше избегать их наглости и не станем подражать их высокоумию, чтобы не иметь одного с ними конца» (там же сл. 32).

Это относится и к нашему времени так как мы думаем, что можем высокоумствовать как Дафан и Авирон.

Мы получаем от Господа радость молитвы. Все мы когда-нибудь молились, а, может, некоторые из нас и сейчас еще молятся в радости и слезах. Многие из нас знают и радость любви, радость несения креста, радость жизни в Боге. А дальше многие из нас пошли путем легким – путем разглагольствования о Боге, забыв, что страсти наши еще не умерщвлены, что та радость была дана Господом как милость, и решив, что все это принадлежит нам. А знает Бога только тот, кто очищает свою душу, ибо подобное познается подобным.

Сегодня мы собрались творить память Иоанна Лествичника в связи с Великим постом, в связи с тем путем, которым идем уже несколько недель.

Св. Церковь говорит, что есть только один путь, путь борьбы со страстьми и похотьми, и он идет не от любви. О любви Иоанн Лестничник говорит в тридцатой главе, а мы болтаем о любви – Любовь же есть Бог, а Бога мы не знаем.

Возвратимся же к тому пути, к которому зовет нас Иоанн Лествичник, которым шли великие подвижники опытно и который оставили они нам в своих творениях. Отошли мы от них, мы, нынешние русские люди, заболтались о Боге. Может быть теперь, когда иные из нас чувствуют, что так дальше нельзя, может быть теперь, когда творим память Иоанна Лествичника, десятки лет очищавшего свою душу, оценим оставленный им его опыт.

Не для разглагольствования дана нам «Лествица», но для того, чтобы идти, чтобы восходить по ней.

Давайте же помнить, чем заканчивает преподобный Иоанн свою Лестницу:

«Восходите, братие, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем и внимая пророку, который говорит: «Приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего» (Ис. 2, 3). Совершающего «нозе наши, яко елени и на высоких поставляющего» (Пс. 17, 34), чтобы нам соделаться победителями на пути Его. Так и я умоляю вас с Апостолом, сказавшим: «дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Ефес. 4, 13). Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице: ибо любовь есть Бог. Ему хвала, Ему держава и Ему слава; в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки».

Аминь.

Священномученик Сергий Мечёв
Источник: «Друг друга тяготы носите…» :
жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва : в 2 кн.
– Сост. Грушина А. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2017.
https://azbyka.ru/

Просмотров: 175  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 11 10 2024dynmod 401
  • 08 28 2024dynmod 508
  • 11 05 2024dynmod 201
  • 08 28 2024dynmod 507
  • 12 04 2024dynmod 101
  • 11 05 2024dynmod 202
  • 10 02 2024dynmod
  • 10 14 2024dynmod 513
  • 10 14 2024dynmod 503
  • 11 04 2024dynmod 102
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 11 21 2024dynmod 501
  • 08 03 2024dynmod 300
  • 09 17 2024dynmod 901
  • 10 14 2024dynmod 507
  • 11 04 2024dynmod 105
  • 11 04 2024dynmod 104
  • 11 05 2024dynmod 204
  • 10 14 2024dynmod 505
  • 07 21 2024dynmod 702
  • 10 27 2024dynmod 810
  • 12 04 2024dynmod 102
  • 10 14 2024dynmod 506
  • 10 08 2024dynmod 301
  • 11 21 2024dynmod 502
  • 10 14 2024dynmod 512
  • 10 14 2024dynmod 504
  • 11 21 2024dynmod 503
  • 08 29 2024dynmod 703
  • 10 27 2024dynmod 814
  • 10 14 2024dynmod 508
  • 10 27 2024dynmod 812
  • 11 05 2024dynmod 206
  • 08 04 2024dynmod 208
  • 11 05 2024dynmod 205
allistshapka4

МОНАСТЫРЬ
АЛЕКСИЕВСКИЙ МОЙ

Каждый раз возвращаюсь другой-
Обновленной, очищенной, кроткой.
Монастырь Алексиевский мой
Стал на небо дорогой короткой.

Вырываясь из душных квартир,
От проблем, толчеи на дорогах,
Попадаем мы в Ангельский мир,
На земле - во владения Бога.

Здесь и дышится легче стократ,
Вторят птицы девичьему хору.
Озаряют восход и закат
Купол храма, венчающий гору.

Там внизу, под горой, суета
Правит бал в муравейнике буден.
Здесь молитвы, покой, чистота
Лечат души измученным людям.

Здесь просфоры, святая вода -
Цельбоноснее нету лекарства.
Потому нас и тянет сюда -
Во владения Божьего Царства.

Я на землю схожу, не спеша,
Здесь все то же - пороки и страсти...
Но хранит еще долго душа
Ощущение мира и счастья.


               Валерия Соколова

 

allistfoot

S5 Box

Патриархия  Православие и современность