Главная
Воскресенье, 17 Октябрь 2021 11:05

Неделя 17-я по Пятидесятнице. Обретение мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского.

17 октября, в неделю 17-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь празднует обретение нетленных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (+1563), и Варсонофия, епископа Тверского (+1576) при строительстве святителем Ермогеном новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре города Казани в 1595 году.

Божественную литургию в монастыре совершил игумен Пимен (Хеладзе) в сослужении иерея Дионисия Ермолова и иерея Сергия Постнова. По окончании Литургии было совершено славление священномученикам.

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в Неделю 17-ю по Пятидесятнице совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

 

 

ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЕЙ КАЗАНСКИХ ГУРИЯ И ВАРСОНОФИЯ

Гурий, архиеп. Казанский и Свияжский, и Варсонофий, епископ Тверской и Кашинский, святители. XVII в.426 лет назад митрополит Казанский Ермоген получил известие от строителей нового Преображенского собора: при копании рвов для фундамента открылись захоронения архиепископа Гурия и епископа Варсонофия. Гробы не разрушены, хотя по кончине Гурия прошло более 30 лет, а по кончине Варсонофия – почти 20.

Митрополит Ермоген прибыл в монастырь и после Литургии и панихиды повелел вскрыть гробы и освидетельствовал мощи архипастырей, о богоугодной жизни которых знал лично и хранил самые благоговейные воспоминания.

Гроб архиепископа Гурия был полон благоуханного мира, похожего на чистую воду, при этом мощи святого плавали в этой жидкости сверху. Тление коснулось лишь части губ святителя, остальное тело было цело.

У святителя Варсонофия тление коснулось мягких тканей ног, но кости и суставы ног были крепки, а остальное тело так же сохранилось цело. У обоих архипастырей замечательно, «крепчае новых» сохранились облачения.

Множество величайших в нашей истории святых приняло участие в жизни и прославлении этих святителей, далеко не таких известных и прославленных. Начать постройку храма, при которой были обретены мощи, повелел царь Федор Иоаннович, мощи обрел священномученик Ермоген. Он же составил и первое житие. Канонизировал их святитель Иов, Патриарх Московский. Рукополагали во архиереев святителя Гурия святитель Макарий, а святителя Варсонофия – святитель Филипп. Службу им составил святитель Димитрий Ростовский. Ближайшим учеником и приемником святителя Гурия на Казанской кафедре был святитель Герман, принявший, по всей видимости, мученическую кончину при Иване Грозном.

Какой же путь прошли святители Гурий и Варсонофий, какой подвиг привел их в Церковь торжествующую?

У обоих святителей при начале жизненного пути есть нечто общее: оба потерпели большие скорби и от них еще в юности познали суетность мира.

Святитель Гурий

Cвятитель Гурий, архиепископ КазанскийСвятитель Гурий (в миру Григорий), первый архиепископ Казанский, родился в семье бедных дворян Руготиных в городке Радонеже. В доме отца он получил благочестивое воспитание. Григорий был умен, кроток и уступчив, честен, любил ходить в храм, молиться и поститься, всегда подавал милостыню нищим. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова.

Князь так был так им доволен, что поручил ему управление всем домом. Но эта доверенность продолжалась недолго. Прочие служители князя из зависти к Григорию возвели на него клевету, что он находится в преступной связи с княгинею. Раздраженный ложным наговором князь приказал посадить Григория в темницу, нарочно устроенную в глубоко вырытой яме. Там томился невинный страдалец два года, ибо по прошествии двух лет дверь узника свободно отворилась.

Признавая спасение свое за Промысл Божий, он отрекся мира и направил путь свой в обитель преподобного Иосифа Волоколамского, славившуюся строгой иноческой жизнью. Он был принят в число братии и пострижен в иноки с именем Гурий. В 1542 г. святитель Гурий был избран игуменом обители и пробыл им девять лет.

Впрочем, заключение не прошло даром для его здоровья – через 9 лет игуменства Гурий, как назвали его в постриге, ушёл на покой. Но через пару лет его опять призвали на игуменство, а затем поставили архиепископом новооткрытой Казанской епархии.

Святитель Варсонофий

Варсонофий, епископ Тверской и КашинскийСвятитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский (в миру Иоанн), родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим.

В 1512 г. татары, под предводительством сыновей Менглигирея, напали на Серпухов. В свои 17 лет Иоаннн, как звали его до пострига, попал в плен во время одного из татарских набегов и пробыл в нем три года. Он быстро смирился со своим несчастьем, восприняв его как волю Божию, и все три года проводил подвижническую жизнь – трудился на своих хозяев не на страх, а на совесть, учился всему полезному – в частности, изучил язык татар и письменность, а все свободные силы души обращал на молитву.

Постепенно он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына из плена.

Блаженный Иоанн возвратился домой. Согласно неколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. Здесь же произошла его встреча с другим святым – святителем Акакием Тверским, который предсказал монаху Варсонофию, что тот станет его преемником на Тверской кафедре.

В то время ничего не предвещало исполнение этого предсказания. В какой-то момент Варсонофия повысили – поставили игуменом Пешношского монастыря, но потом отправили с архиепископом Гурием в Казань. По тем временам максимально далеко от Твери.

Упокоение в Казани

Любая новооткрытая епархия – это и утешение, и крест. Утешение – ибо на пустом месте любой труд нужен, любое усилие верно. Крест – ибо трудов и усилий этих на пустом месте потребно безмерное количество.

В епархии, возникшей на развалинах Казани, оказались к месту хозяйственные таланты архиепископа Гурия и знания татарской культуры архимандрита Варсонофия. Потребен был и их личный, глубоко трагический опыт отречения от всего земного, их смягченное страданием сердце и их опыт утешения во Христе...

Но непосильные труды в течение нескольких лет уложили на одр болезни и без того не слишком здорового святителя Гурия. Еще три года он и с этого одра служил Казанской пастве силой своего духа и знания. Но когда силы телесные окончательно иссякли, соратник Гурия архимандрит Варсонофий постриг святителя в великую схиму и через три дня проводил его многотрудную душу в лучший мир.

Самого Варсонофия через 4 года назначили на Тверскую кафедру. Он потрудился там три года, сильно сдал здоровьем и попросился на покой. В дальнюю даль – свой бывший Преображенский Казанский монастырь. Скипелся, сросся сердцем со своей Казанской паствою. Среди нее и упокоился, быв погребен рядом со своим наставником и учителем Гурием.

А через 19 лет будущий священномученик Ермоген получил известие от строителей Преображенского храма: отрыли, де, владыко, захоронение святителей, и гробы их не разрушены...

По материалам статьи инокини Натальи (Каверзневой)
«И гробы их не разрушились.
Памяти святителей Казанских Гурия и Варсонофия»
https://pravoslavie.ru/
http://www.patriarchia.ru/

Просмотров: 490  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 04 07 2024dynmod 301
  • 03 25 2024dynmod 808
  • 03 17 2024dynmod 301
  • 03 24 2024dynmod 501
  • 03 18 2023dynmod 512
  • 03 25 2024dynmod 811
  • 03 25 2024dynmod 802
  • 04 21 2024dynmod 707
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 04 05 2024dynmod 209
  • 04 21 2024dynmod 715
  • 03 17 2024dynmod 309
  • 03 09 2024dynmod 204
  • 12 10 2023dynmod 204
  • 03 09 2024dynmod 205
  • 06 02 2022dynmod 313
  • 04 07 2024dynmod 311
  • 04 21 2024dynmod 712
  • 03 24 2024dynmod 504
  • 03 25 2024dynmod 810
  • 04 24 2024dynmod 802
  • 04 07 2024dynmod 302
  • 08 30 2023dynmod 913
  • 04 07 2024dynmod 308
  • 03 24 2024dynmod 507
  • 04 07 2024dynmod 312
  • 09 21 2023dynmod 504
  • 04 21 2024dynmod 711
  • 03 25 2024dynmod 806
  • 03 25 2024dynmod 807
  • 04 05 2024dynmod 203
  • 03 24 2024dynmod 505
  • 04 05 2024dynmod 201
  • 04 21 2024dynmod 710
  • 03 24 2024dynmod 508
  • 03 27 2024dynmod 808
  • 05 16 2023dynmod 302
  • 04 05 2024dynmod 100
  • 03 09 2024dynmod 206
  • 04 05 2024dynmod 110
  • 04 05 2024dynmod 204
  • 03 24 2024dynmod 506
  • 04 24 2024dynmod 801
  • 04 24 2022dynmod 528
  • 03 27 2024dynmod 803
  • 04 21 2024dynmod 714
  • 04 08 2024 403
  • 04 05 2024dynmod 202
  • 04 07 2024dynmod 306
  • 04 21 2024dynmod 708
  • 04 21 2024dynmod 702
  • 04 07 2024dynmod 310
  • 04 07 2024dynmod 314
  • 04 21 2024dynmod 703
  • 04 21 2024dynmod 713
  • 04 24 2024dynmod 803
  • 04 08 2024 401
  • 04 08 2024 402
  • 03 27 2024dynmod 801
  • 04 21 2024dynmod 709
  • 04 07 2024dynmod 307
  • 03 25 2024dynmod 814
  • 03 25 2024dynmod 804
  • 03 25 2024dynmod 805
  • 04 21 2024dynmod 706

 

allistshapka4

весна утро храм

 


Постом неторопливо,
Без спешки суетливой
Природа терпеливо
Готовилась к весне.

Обитель пробуждалась,
И переоблачаясь,
Рассеяно роняла
На землю талый снег.

Безмолвно, необъятно
Небесный благочинный
Закат с невероятной
Любовью украшал.

Обитель задремала,
И Бог ее, как малого
Младенчика усталого,
Хранил и утешал.

А сестры торопились,
Труждались и молились,
И звездочкой ночною
Мерцала им Псалтирь.

Их тоненькие пальчики,
Огромные сердца их
По четкам поминали
В молитве целый мир.

 

line

 

soborovanie


Братья и сестры!

В субботу,
27 апреля,

после утреннего
богослужения

будет совершаться
СОБОРОВАНИЕ

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность