В православной традиции окончание Светлой седмицы празднуется особо, составляя собой как бы обращение к празднику, повторение Пасхи. В церковном календаре этот день называют Антипасха или Фомино воскресенье в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
В этом году Фомино воскресенье совпало с Днём Победы, когда во всех православных храмах России совершается поминовение воинов, за веру, Отечество и народ на поле брани жизнь свою положивших и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Церковь особо чтит воинов, погибших за Родину, ибо «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за други своя».
Божественную литургию в праздничный день клирики монастыря совершили соборно. После Божественной литургии был совершен благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне и крестный ход вокруг храма.
СЛОВО В ДЕНЬ ПОБЕДЫ 9 МАЯ 1945 ГОДА
Патриарх Московский и всея Руси Алексий I нес свое служение в годы Великой Отечественной войны, находясь в блокадном Ленинграде. В те годы Алексий I был митрополитом Ленинградским. Он остался в осажденном городе и разделил с паствой ужасы всех блокадных дней и ночей. Из Князь-Владимирского собора, поврежденного обстрелом, Алексий I перешел жить в кафедральный Никольский собор в центре города. Во время бомбежек и обстрелов, в храмах города ежедневно совершались богослужения. Митрополит Алексий служил литургии и другие уставные службы, часто по священническому чину, молебны, совместные отпевания, панихиды; постоянно проповедовал, беседовал с каждым, кто к нему обращался, ободрял, утешал, напутствовал умирающих. Часто выступал с патриотическими посланиями.
Слава и благодарение Богу!
Мир на земле Российской и, благодаря соединенным усилиям союзных правительств и воинств, – мир на землях многих…
…Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния.
Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, – дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, – и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, – ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру.
Но только ли сознание радости несет победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать её плодотворной, чтобы залечить раны, нанесенные войной.
Много еще предстоит нам трудного дела, но мы теперь можем дышать свободно и радостно приняться за труд, – тяжелый, но созидательный.
Если во время войны в непоколебимой вере в конечное торжество правого дела мы победоносно преодолели все трудности, все лишения, все тяготы на фронте и в тылу, то с какою же удвоенной силой мы примемся за воссоздание наших городов, из которых каждый – герой войны; наших дорогих и священных памятников, – всего того, что создала могучая воля и державная мощь нашего великого народа.
С благоговением вспоминая подвиги нашего доблестного воинства и тех наших близких и родных, кто положил за наше счастье временную жизнь в надежде восприять вечную, – мы никогда не перестанем молиться о них и в этом будем черпать утешение в скорби о потере дорогих сердцу и укреплять свою веру в бесконечное милосердие Божие к ним, отошедшим в горний мир, и во всесильную помощь Божию нам, оставленным для продолжения земного подвига и для благоустроения жизни во всем мире.
Да исправится же молитва наша, яко кадило пред Господом.
Да пройдет небеса.
Да принесена будет святыми молитвенниками за землю Русскую к Престолу Господню.
Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать всё, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны.
Святую Церковь нашу в лице ее архипастырей, пастырей и верных чад призываю с таким же усердием и с такою же пламенной верой молиться о мирном преуспеянии нашей страны, с какими она молилась в годину испытаний за победу над врагами нашими. И да будет эта молитва так же благоугодна пред Богом.
«Благословен еси, Боже, звери укротивый и погасивый огнь…» (Канон службы Похвалы Божией Матери). Аминь.
Патриарх Алексий I (Симанский)
Москва, 9 мая 1945 г.
Журнал Московской Патриархии, 1945, № 5
https://pravoslavie.ru/